Интеллектуальная недостаточность  относится к нарушениям неврологического развития, которые влияют на функционирование в двух областях:

  • Когнитивные функции, такие как обучение, решение проблем и суждение.
  • Адаптивное функционирование, повседневные действия, такие как навыки общения и социальное участие.

Кроме того, интеллектуальный и адаптивный дефицит проявляется на ранних этапах задержки психологического развития (зпр), как правило, до 18-летнего возраста для постановки диагноза.

Интеллектуальная инвалидность затрагивает около 1% населения, и из них около 85% имеют легкую степень умственной инвалидности. В странах с высоким уровнем дохода 2–3% детей имеют интеллектуальную инвалидность.

Диагностика нарушений интеллекта

Интеллектуальная недостаточность определяется по значительным ограничениям как интеллектуального функционирования, так и адаптивного поведения.

Интеллектуальное функционирование измеряется с помощью индивидуально проводимых и психометрически валидных, всесторонних, культурно приемлемых, психометрически обоснованных тестов интеллекта. Хотя для диагностики больше не требуется конкретный полномасштабный тест IQ, стандартизированное тестирование используется как часть диагностики состояния. Полномасштабный балл IQ около 70-75 указывает на значительное ограничение интеллектуального функционирования. Однако балл IQ должен интерпретироваться в контексте трудностей человека в общих умственных способностях. Более того, баллы по подтестам могут значительно различаться, так что полномасштабный балл IQ может неточно отражать общее интеллектуальное функционирование. Поэтому для интерпретации результатов тестов IQ необходимо клиническое суждение.

Что такое интеллектуальное функционирование? Интеллектуальное функционирование включает в себя характеристики интеллекта, способности, оцениваемые стандартизированными тестами на интеллект, и общепринятое мнение о том, что на интеллектуальное функционирование влияют другие измерения человеческого функционирования и системы поддержки.

Традиционно когнитивное или интеллектуальное функционирование измерялось с помощью тестов на коэффициент интеллекта (IQ), при этом для клинической диагностики интеллектуальной инвалидности рекомендуется IQ менее 70. В настоящее время для клинической диагностики также требуется оценка в два или более стандартных отклонений ниже нормы населения (примерно ниже 2-го/3-го процентиля) по стандартизированному измерению адаптивных навыков, такому как шкала адаптивного поведения Вайнленда.

Что такое адаптивное поведение? Адаптивное поведение — это совокупность концептуальных, социальных и практических навыков, которые были освоены и применяются людьми в повседневной жизни, в том числе:

Рассматриваются три области адаптивного функционирования: 3

  1. Концептуальный – язык, чтение, письмо, математика, рассуждение, знания, память.
  2. Социальные – эмпатия, социальное суждение, коммуникативные навыки, способность следовать правилам и способность заводить и поддерживать дружеские отношения.
  3. Практичность – независимость в таких областях, как уход за собой, выполнение должностных обязанностей, управление финансами, отдых и организация школьных и рабочих задач.

Адаптивное функционирование оценивается с помощью стандартизированных измерений, проводимых с участием самого человека, а также интервью с другими людьми, например, членами семьи, учителями и лицами, осуществляющими уход.

Возраст начала — третий элемент диагностики ИД. Этот третий критерий имеет важное значение, поскольку он устанавливает возрастные параметры для определения того, когда ИД возникает или впервые проявляется. Критерий возраста начала «до достижения индивидом 22 лет», содержащийся в 12-м издании Руководства AAIDD, основан на недавних исследованиях, показывающих, что важное развитие мозга продолжается и в 20 лет.

Клинические симптомы и признаки интеллектуальной недостаточности впервые распознаются в младенчестве и детстве. Интеллектуальная недостаточность определяется как легкая (большинство людей с интеллектуальной недостаточностью относятся к этой категории), умеренная или тяжелая или глубокая.

Причины

Существует множество различных причин умственной отсталости. Она может быть связана с генетическим синдромом, например, синдромом Дауна или синдромом ломкой X-хромосомы. Она может развиться после болезни, например, менингита, коклюша или кори; может быть результатом травмы головы в детстве; или может быть результатом воздействия токсинов, таких как свинец или ртуть. Другие факторы, которые могут способствовать умственной отсталости, включают пороки развития мозга, материнские заболевания и влияние окружающей среды (алкоголь, наркотики или другие токсины). Различные события, связанные с родами, инфекция во время беременности и проблемы при рождении, такие как нехватка кислорода, также могут способствовать этому.

Управление

Интеллектуальная инвалидность — это пожизненное состояние. Однако раннее и постоянное вмешательство может улучшить функционирование и позволить человеку процветать на протяжении всей жизни. Лежащие в основе медицинские или генетические заболевания и сопутствующие состояния часто усложняют жизнь людей с интеллектуальной инвалидностью.

После постановки диагноза «умственная отсталость» помощь лицам с умственной отсталостью сосредотачивается на выявлении сильных сторон и потребностей человека, а также на поддержке, которая ему или ей необходима для функционирования дома, в школе/на работе и в обществе.

Помощь детям с зпр и их семьям могут оказать поддержку для полного включения в сообщество. Могут помочь многие виды лечения и услуг, такие как:

  • Лечение медицинских осложнений.
  • Общая профилактическая медицинская помощь.
  • Лечение сопутствующих соматических и психических заболеваний.
  • Лечение проблемного поведения.
  • Реабилитационные услуги.
  • Раннее вмешательство (младенцы и дети ясельного возраста).
  • Специальное образование.
  • Поддержка семьи (например, группы поддержки временного ухода для семей).
  • Услуги по переходу из детства во взрослую жизнь.
  • Профессиональные программы.
  • Дневные программы для взрослых.
  • Жилье и варианты проживания.
  • Управление делами.

Согласно федеральному закону (Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями, IDEA, 1990), службы раннего вмешательства работают над выявлением и помощью младенцам и малышам с ограниченными возможностями. Федеральный закон также требует, чтобы специальное образование и сопутствующие услуги были доступны бесплатно каждому ребенку с ограниченными возможностями, включая интеллектуальные нарушения.

Кроме того, поддержка может исходить от семьи, друзей, коллег, членов сообщества, школы, команды врачей или от системы обслуживания. Профессиональный коучинг является одним из примеров поддержки, которая может быть предоставлена ​​системой обслуживания. При надлежащей поддержке люди с ограниченными интеллектуальными возможностями способны успешно и продуктивно играть в обществе.

Диагноз часто определяет право на услуги и защиту прав, таких как услуги специального образования и домашние и общественные услуги. Американская ассоциация по интеллектуальным и развивающимся нарушениям (AAIDD) подчеркивает, что главная причина оценки лиц с интеллектуальными нарушениями — это возможность определить и внедрить поддержку и услуги, которые помогут им преуспеть в обществе на протяжении всей жизни.

Советы родителям

  • Обратитесь за помощью, узнайте об инвалидности вашего ребенка.
  • Общайтесь с другими родителями детей с ограниченными возможностями.
  • Будьте терпеливы: обучение вашего ребенка может идти медленнее.
  • Поощряйте самостоятельность и ответственность.
  • Узнайте, какие образовательные услуги заслуживает ваш ребенок.
  • Изучите законы, которые написаны, чтобы помочь вашему ребенку прожить лучшую жизнь.
  • Ищите в своем сообществе возможности для социальных, развлекательных и спортивных мероприятий.