Тримикс и экскурсионные погружения. Тепловые проблемы погружения

Обновлено: 15.04.2024

В 1977 г. фирма «СОМЕХ» совместно со специалистами из ВМС Франции провела серию экспериментов под названием «JANUS-IV» [Lemaire, Charpy, 1977]. При этом были учтены фактически все принципы, обсужденные ранее. В барокамерных экспериментах экспоненциальная компрессия до 460 м с применением тримикса (4% N2) была достигнута за 24 ч, включая 4 остановки. Степень НСВД была очень низкой, чтобы влиять на работоспособность испытуемых.

Позже, в 1977 г., было проведено погружение в открытом море в районе южного побережья Франции для соединения труб, проложенных на глубине 460 м. Во время этой операции 3 водолаза совершили также 10-минутные экскурсионные погружения на глубину 501 м [Buckman, 1977].

Для поставленных целей было отобрано 20 добровольцев, которые предварительно выполнили 7 тестов на чувствительность к компрессии, высокому давлению, на вигильность, стабильность ЭЭГ, тонкую координацию движений в кистях, функционирование кардиореспираторной и мочеполовой системы, а также на самооценку своего состояния. Вследствие нарушений в гипербарическом оборудовании водолазного судна начальная экспоненциальная компрессия с остановками на отметке до 430 м в гелиоксе, содержащем 4% N2, заняла 30 ч.

Дополнительно было затрачено 30 мин для дальнейшей компрессии до 460 м. В результате проведенного исследования было доказано, что человек может выполнить на заданной глубине такую же работу, какую он выполнял в предыдущих погружениях на глубине 213—305 м. Применение принципов, выдвинутых в исследованиях, рассмотренных ранее: отбор водолазов, экспоненциальный характер скорости компрессии с остановками, использование тримикса и экскурсионных погружений, позволило относительно быстро провести компрессию до 460 м, обеспечивая возможность водолазам эффективно работать под водой и совершать экскурсионные погружения на глубину до 501 м.

Позволят ли рассмотренные выше методы водолазу эффективно работать на еще больших глубинах, остается важным вопросом будущих исследований, как и изучение возможности отдаленных последствий, если вообще предполагается использование тримикса. Однако результаты изучения НСВД, описанные в данной главе, все же показывают, что, как и в прошлом, стремление некоторых специалистов ввести ограничения глубины погружения для человека продолжает оставаться невыполнимым на основании данных, получаемых в тщательных и оригинальных научных экспериментах.


Тепловые проблемы погружения

Поскольку вода океанов, как правило, холодная, как и в большинстве рек и озер, погружение в нее связано с действием холода. Температура воды на глубине более 1000 м около 0°С, но ближе к поверхности, где обычно работают водолазы, вода нагревается при соприкосновении с воздухом соответственно географической широте и климату. Температура поверхностных слоев воды вблизи экватора составляет 30°С, а в области полюсов—около 0°С.

Температура на глубине 200 м вблизи экватора составляет обычно 20 °С, а в высоких широтах — 1 °С; на глубине 500 м эти значения соответственно равны 11 и 4°С. Типичный характер распределения температур меняется у западных берегов континентов под влиянием приливов холодной воды, а также мощных теплых течений Куросио и Гольфстрим. Между тем водолазы работают везде, где их использование необходимо, независимо от температуры подводной среды, поскольку, например, шельфовые месторождения нефти осваиваются как в Северном море, так и в Мексиканском заливе.

Наиболее остро проблема охлаждения человека в воде стояла в период второй мировой войны в связи с массовым потоплением судов. Опыт военных лет был проанализирован; описаны физиологические процессы и принципы лечения переохлаждений, вызванных воздействием холодной воды. В настоящее время водолазы, подвергаясь охлаждению в воде, редко испытывают состояние глубокой гипотермии. Однако понижение температуры часто вызывает ощущение дискомфорта, а иногда и угрожает здоровью.

-